ТМ
    
  АВТОРЫ  
  ТВОРЧЕСТВО  
  ПУБЛИКАЦИИ  
  О НАС  
  ПРОЕКТЫ  

Форум Творческой Мастерской graa.ru

Вы не вошли.

#26 2005-05-03 09:43:09

Креа
Форумный маньяк
Регистрация: 2005-03-04
Кол-во сообщений: 4,762

Re: Поговорим о классике

Ну вот, назвался груздем – полезай в кузов. Раз взялась вести классическую страничку на граа.ру, значит, надо вести.
Итак, с чего собственно и начиналась страничка.
Марциал «Эпиграммы»
Купила просто для того чтобы был, а в итоге не могла оторваться.
Не буду писать длинных рецензионных статей, просто скажу, что по данным эпиграммам можно изучить жизнь, нравы, быт Древнего Рима.
Марциал жил в последние годы правления Нерона и при Цезаре Домициане (надеюсь, я не путаю имена, где-то 80-е годы н.э.). Собственно, все его стихи – это жёсткая даже жестокая сатира на людей, события, которых он видел и знал. Лично. В книгах Марциал называет всех своими именами, причём многие персонажи появляются довольно часто, и можно даже проследить их судьбу.
Что можно сказать, прочтя эпиграммы? Меняются эпохи, развиваются науки, а люди… люди остаются теми, какими и были. Эпиграммы, даром что им почти уж 2 000 лет – весьма современны, и я думаю. Доставят вам много удовольствии. Граждане, сходите в магазин и купите эту замечательную книгу!
А пока не купили, я дома не поленилась и составила небольшую подборку. К сожалению, физически не могу внести сюда все эпиграммы 9можно смело копировать всю книгу), но вот несколько из первых книг, читайте, наслаждайтесь.  ( в скобках даю номер книги/номер стиха)

ЗЛАЯ САТИРА.
1/10
Геммел наш Марониллу хочет взять в жёны:
Влюблён, настойчив, умолят он, дарит.
Неужто так красиво? Нет: совсем рожа!
Что ж в ней нашёл он, что влечёт его? Кашель.

1/19
Помниться, Элия, мне, у тебя был зуба четыре:
Кашель один выбил два, кашель другой – тоже два.
Можешь спокойно теперь ты кашлять хоть целыми днями:
Третьему кашлю совсем нечего делать с тобой.

1/23
Ты приглашаешь к столу только тех, с кем ты моешься, Котта,
И доставляют тебе гостя лишь бани одни.
Что ж ты ни разу меня не позвал, удивлялся я, Котта?
Знаю теперь: нагишом я не по вкусу тебе.

1/30
Был костоправом Диавл, а нынче могильщиком стал он:
Начал за теми ходить, сам он кого уходил.

1/42
Порция, Брута жена, услыхав об участи мужа,
В горести бросилась меч, что утаили, искать.
«Разве не знаете вы, что нельзя воспрепятствовать смерти?
Думала я, что отца вас научила судьба!».
Это сказав, раскалённой золы она жадно глотнула.
Вот и поди не давай стали, докучная чернь!

1/43
Было вчера, Манцин, у тебя шестьдесят приглашённых,
И кабана одного только и подали нам!
Ни винограда кистей, что снимают осенью поздней,
Не было, ни наливных яблочек, сладких как мёд;
Не было груш, что висят, привязаны к длинному дроку,
Ни карфагенских гранат, нежных, как розовый цвет;
Сыра молочных голов не пришло из Сассины сельской,
И не прислали маслин нам из пиценских горшков.
Голый кабан! Да и тот никудышный, которого мог бы
И безоружный легко карлик тщедушный убить.
Вот и весь ужин! А нам и смотреть –то не на что было:
И на арене таких нам кабанов подают!
Чтоб тебе больше ни в жизнь кабана не едать никакого,
А чтоб попался ты сам, как Харидем, кабану!

1/58
Сотню тысяч с меня запросил за мальчишку торговец,
Я посмеялся, а Феб тотчас же их заплатил.
Вот и ворчит на меня и зуди про себя моя похоть,
И, на досаду мою, всё похваляется Феб.
Но ведь Фебу дала его похоть два миллиона!
Дай-ка мне столько же ты, я и дороже куплю.

1/64
Ты мила – нам известно, дева, правда,
Ты богата – никто не станет спорить;
Но коль хвалишься слишком ты, Фабулла, -
Не мила, не богата и не дева.

1/73
Не было в Городе всём никого, кто хотел бы задаром,
Цециллиан, за твоей приволокнуться женой,
Вход был свободен. Но вот сторожей ты приставил, и толпы
Лезут любовников к ней. Вижу я, ты не дурак!

1/79
Вечно ты тяжбы ведёшь и дела ведёшь, Аттал, ты вечно:
Есть, что вести, или нет, Аттал, ты вечно ведёшь.
Нет ни тяжеб, ни дел, ты, Аттал, ведёшь себе мула.
Нечего, Аттал, вести? Душу вою изведи.

1/83
Щёки и губы тебе, Маннейа, лижет собачка:
Не удивляюсь я – все любят собаки дерьмо.

1/84
Иметь жену считает Квиринал лишним,
Чтоб сыновей иметь; и он нашёл способ,
Как этого достичь: своих рабынь портит
И домородных всадников родит много.
По правде, Квиринал отец своей дворне.
(всадники – сословие в Древнем Риме)

1/87
Что б не несло от тебя перегаром вчерашней попойки,
Жадно, Фесценния, ты Косма пилюли жуёшь.
Пачкает зубы тебе тот завтрак, но вряд ли поможет,
Если отрыжка пойдёт из глубины живота.

1/89
Ты шепчешь на ухо всем и каждому, Цинна,
Ты шепчешь то, что можно сказать громко,
Смеёшься на ухо, плачешь ты, ворчишь, стонешь,
Ноешь ты на ухо, судишь, молчишь, воешь,
И до того зачел в тебе такой недуг,
Что на ухо, Цинна, ты и Цезаря хвалишь.

1/96
Коль не досадно и не против ты, скадзон,
Будь добр, Матерну моему шепни вот что, -
Но потихоньку, чтобы он один слышал:
«Вот тот поклонник ревностный плащей грубых,
В бетийской ткани сам и в серой, как пепел,
Всех тех за баб считает, кто одет в пурпур,
И всех, кто ходит в фиолетовом платье.
Пускай простое хвалить, пусть всегда носит
Он грязноватый цвет, да сам-то он жёлтый!
А почему ж считаю я его девкой?
Встречаюсь в бане: хоть бы раз он взгляд поднял!
Так нет: глазами есть он там парней ражих,
И слюнки у него текут на их ноги».
Ты спросишь кто же он? Да я забыл имя.

1/97
Стоит лишь всем закричать, говорить начинаешь ты, Невол,
И как ходатай себя держишь иль ловкий делец.
Способом этим любой прослыть сумеет речистым!
Вот замолчали все… ну, Невол, скажи что-нибудь!

1/100
Мамочки, папочки все у Афры, но папочкам этим
Всем и мамашам она может бабусею быть.

1/106
Подливаешь ты, Руф, себе всё воду,
А пристанет приятель, - ты насилу
Выпьешь капельку жидкого фалерна.
Или, может быть, Невия сулила
Ночь блаженства тебе, и ты желаешь
Для любовных утех остаться трезвым?
Стонешь ты и вдыхаешь: отказала!
А потому пей себе ты вволю
И жестокую скорбь в вине потопишь.
Что беречься? И так всю ночь проспишь ты!

2/7
И в декламациях мил, и дела ведёшь, Аттик, ты мило,
Мило историю ты, мило ты пишешь стихи;
Мило ты мим сочинишь, эпиграммы твои тоже милы,
И как грамматик ты мил, мил ты и как астроном;
Мило ты поёшь и танцуешь, Аттик, ты мило,
Мило на лире бренчишь, мило играешь ты в мяч.
Хоть ничего хорошего, но всё ты делаешь мило…
Хочешь, скажу я, кто ты, Аттик? Пустой лоботряс.

2/42
Ванну зачем ты грязнишь, Зоил, свой зад подмывая?
Чтоб ещё хуже её выпачкать, голову сунь.

2/45
Хоть и бессилен ты, Глипт, но подверг себя оскопленью.
Что за безумье! Зачем? Ты ведь и раньше не мог!

2/56
В Ливии, Галл, у твоей супруги недобрая слава:
Жадности мерзкой порок в ней непомерно развит.
Всё это – наглая ложь: она ни с кого не привыкла
Брать. – ну а что же она делать привыкла? – Давать.

2/60
Гилл, ты, мальчишка, живёшь с женой войскового трибуна
И наказаний за то только мальчишеских ждёшь.
Вот погоди, оскопят! «Но ведь это противозаконно!» –
Мне говоришь. А что ты делаешь, это закон?

2/62
Волосы выщипал ты на груди, на руках и на икрах,
Да и под брюхом себе начисто ты их обрил.
Всё это ты, Лабиен, для любовницы делаешь, знаем.
Но для кого ты, скажи, задницу брил, Лабиен?

283
ты любовнику, муж, лицо испортил:
Окорнал ты ему и нос и уши.
И уродства лица он не исправит.
Что ж, по-твоему, ты отмщён довольно?
Нет! Не то ему вырезать было надо.

2/87
Секст, говоришь, что к тебе красавицы страстью пылают?
Это с твоим-то лицом, как у пловца под водой?

3/26
Кандид, владеешь один ты землёй, один и деньгами,
Золотом – ты лишь одни, муррою – тоже один.
Массик имеешь одни и Олимпиев цекуб один ты,
Да и умён ты одни, и даровит ты один.
Всё у тебя одного. Ты думаешь, стану я спорить?
Но вот супругу твою, Кандид, ты делишь с толпой.

3/72
Хочешь со мною ты спать, Савфейя, но мыться не хочешь.
Подозреваю, что тут что-то неладное есть.
Иль у тебя , может быть, отвислые дряблые груди,
Иль ты боишься открыть голый в морщинах живот,
………………………………………………………
Это, однако, всё вздор: ты, наверно, прекрасна нагая;
Худший порок у тебя: дура набитая ты.

3/79
Что ни начнёт, ничего до конца не доводит Серторий.
Думаю, что и в любви то же случается с ним.

3/89
Надо латуком тебе, надо нежною мальвой питаться,
Ибо на вид у тебя, Феб, жесточайший запор.

3/98
Тощ насколько твой зад, желаешь знать ты?
Задом в зад, ты, Сабелл, проникнуть можешь.


4/12
Всем ты, Таида, даёшь, но коль этого ты не стыдишься,
Право, Таида, стыдись всё что угодно, давать.

2/24
Всех до одной, Фабиан, схоронила подруг Ликорида:
Вот бы с моею женой ей подружиться теперь!

11/99
Только со стула встаёшь (я сам замечал это часто),
Как залезает тебе, Лесбия, туника в зад.
Вытащить правой рукой пытаясь и левой рукою,
С плачем и стоном назад ты вырываешь её:
Так застревает она в Симплегада крупного гузна
И, попадая туда, как в Кианеях сидит.
Хочешь порок излечить безобразный? Тебя научу я:
Ты никогда не вставая, Лесбия, и не садись.

МУДРЫЕ МЫСЛИ.

1/9
Милым можешь ты быть и великим слыть человеком,
Котта? Но милые все – самый пустейший народ.
О женщинах, мужчинах и любви.

1/18
Тукка, ну есть ли расчёт мешать со старым фалерном
Сусло, которым налит был ватиканский кувшин?
Что за пользу тебе принесли поганые вина,
Чем могли повредить лучшие вина тебе?
Нас-то, пожалуй, хоть режь, но фалерн удушать – преступленье,
Яду жестокого влив в чистый кампанского ток.
Может быть, гости твои в самом деле смерти достойны,
Но недостойно сосуд столь драгоценный морить.

1/32
Нет, не люблю я тебя, Сабидий; а что – сам не знаю.
Всё, что могу я сказать: нет, не люблю я тебя.

1/33
Геллия наедине о кончине отцовской не плачет,
Но при других у неё слёзы бегут на заказ.
Не огорчён, кто позвал от людей себе, Геллия, ищет,
Искрення скорбь у того, кто втихомолку скорбит.

1/34
Без осторожности ты и с отворённой, Лесбия, дверью
Всем отдаёшься и тайн прятать не хочешь своих;
Но забавляет тебя совсем не любовник, а зритель,
И наслажденья нет в скрытых утехах тебе.
Занавес или засов охраняет от глаз и блудницу,
Даже под сводом «У Стен» редкая щёлка сквозит.
Хоть у Хионы бы ты иль Иады стыду поучилась:
Грязные шлюхи – и те прячутся между гробниц.
Слишком суровым тебе я кажусь? Но ведь я запрещаю
Блуд напоказ выставлять, Лесбия, а не блудить.

1/40
Всё, брюзга, ты ворчишь и нехотя это читаешь!
Ты ведь завидуешь всем, а вот тебе-то никто.


1/118
Тот, кому сотню прочесть эпиграмм окажется мало,
Цедициан, для того, всякое зло нипочём.

2/3
Секст, ты совсем не должник, не должник ты, Секст, будь уверен.
Может ли быть должником тот, с кого нечего взять?

2/5
Пусть я умру, Дециан, коли искренне я не хотел бы
Целые дни проводить, целые ночи с тобой.
Но ведь две тысячи нас друг от друга шагов отдаляют,
Даже четыре, раз мне надо назад уходить.
Часто нет дома тебя, а коль дома ты, часто не примешь:
То по делам ты ушёл, то самому недосуг.
Чтоб повидаться с тобой, две мили пройти мне не скучно,
Но, чтоб не видеть тебя, скучно четыре пройти.

2/12
Как объяснить, что твои поцелуи миррою пахнут,
Что никогда у тебя запаха нет своего?
Странно мне, Постум: всегда издаёшь ты запах хороший,
Постум, хорошего нет пахнуть всегда хорошо.

2/14
«И судье надо дать, и адвокату…»
Секст, да ты уплати заимодавцу!

2/23
Не скажу ни за что, напрасны просьбы,
Кто такой этот Постум  в нашей книжке.
Не скажу ни за что, напрасны просьбы,
Наносит оскорбленье поцелуям,
Что так ловко отметить за это могут.

(дело в том, что почти во всех книгах Марциала встречается некий Постум, к которому он обращается, то как к другу, то как к возлюбленному, и наверное, не одна я задавалась вопросом, а кто же это такой?)

2/25
Не даёшь никогда, но всегда обещаешь ты, Галла.
Если лжёшь ты всегда, лучше уж мне откажи.

2/30
Двадцать тысяч взаймы сестерциев раз попросил я:
Даже в подарок их дать было бы сущий пустяк;
Я ведь просил-то их в долг у богатого старого друга,
А у него без нужды полон деньгами сундук.
Он мне в ответ: «Наживёшь богатство, заделавшись стряпчим».
Денег я, Гай, у тебя, а не совета прошу!

3/42
Пастою, Полла, скрывать морщины на брюхе стараясь,
Мажешь себе ты живот, но не замажешь мне глаз.
Лучше оставь без прикрас недостаток, быть может, ничтожный.
Ведь затаённый порок кажется большим всегда.

О ЖЕНЩИНАХ, МУЖЧИНАХ, О ДРУЖБЕ  И ЛЮБВИ.

1/57
Что за любовниц хочу и каких я, Флакк, не желаю?
Слишком легка – не хочу, слишком трудна – не хочу.
Я середину люблю, что лежит меж крайностей тих:
Я не желаю ни мук, ни пресыщенья в любви.

1/62
Чистой Левина была, не хуже сабинянок древних,
И даже строже сама, чем её сумрачный муж.
Но лишь она начала гулять от Лукрина к Аверну
И то и дело в теле нежиться байских ключей,
Вспыхнула и увлеклась она юношей, бросив супруга:
Как Пенелопа пришла, но как Елена ушла.

1/71
Семь за Юстину, за левию шесть, четыре за Лиду,
Пять за Ликаду и три кубка за Иду я пью.
Всех поимённо подруг перечту я, фалерн наливая,
Но, если девки нейдут, ты приходи ко мне, Сон!

1/85
По соседству со мной – рукой подать мне
До него и окон – живёт мой Новий.
Позавидует всякий мне, подумав,
Что могу ежечасно наслаждаться
Я общеньем с моим ближайшим другом?
Да он дальше ещё Теренциана,
Что на Ниле теперь Сиеной правит!
С ним ни выпить нельзя, ни повидаться,
Ни услышать его: во всей столице
Он мне ближе всего и самый дальний.
Надо мне иль ему переселиться:
Пусть сосед ему будет иль сожитель
Тот, кто Новия видеть не желает!

1/93
С верным Фабрицием здесь Аквин покоиться вместе;
Радостно первым достиг он Елисейских жилищ.
Общий алтарь говорит о начальниках первого пила,
Но ещё лучше о них краткая надпись гласит:
«Связаны оба святым союзом жизни похвальной,
Оба (что редко найдёшь) верные были друзья.

3/65
Нежных дыхание уст кусающей яблоко девы
Благоуханный шафран из корикийских садов,
Чем виноградник седой, едва распустившийся пахнет,
Запах от свежей травы, что ощипала овца,
Иль что от митра идёт, от арабских пряностей, амбры,
Дым от огня, если в нём ладан восточный горит,
Дух, что идёт от земли, орошённой дождиком летним,
И от венка на кудрях, смоченных нардом волос –
Всё в поцелуях твоих, Диадумен, мальчик жестокий.
Что ж было б, если бы ты поцеловал от души?

4/7
В том, что вчера мне дарил, почему отказал ты сегодня,
Мальчик мой Гилл, и суров, кротость отбросив, ты стал?
Бороду, волосы ты в оправданье приводишь и годы:
О, что за долгая ночь сделал старым тебя?
Что издеваться? Вчера ты был мальчиком, Гилл, а сегодня,
Мне объясни, отчего сделался мужем ты вдруг?


11/100
Владеть подругой, Флакк, не надо мне тощей,
Которой впору, как запястье, мой перстень,
С коленкой голой шилом и с бедром бритвой,
С хребтом спинным пилой, с концом на нём острым.
Но не нужна и туша в тысячу фунтов:
Ценитель мяса, не ценитель я жира.


О ПИСАТЕЛЯХ, ЧИТАТЕЛЯХ И ПЛАГИАТЕ

1/29
Мне говорят, будто ты, Фидентин, мои сочиненья
Всем декламируешь так, словно их сам написал.
Коль за мои признаёшь, - поднесу я стихи тебе даром,
Коль за свои, - покупай: станут по праву твои.

1/38
То, что читаешь ты вслух Фидентин, то – мои сочиненья,
Но, не умея читать, сделал своими ты их.

1/53
Есть страница одна, Фидентин, твоего сочиненья
В книжках моих, но печать господина её несомненна:
Каждая строчка на ней выдаёт твой подлог с головою!
Так, замешавшись в среду пурпурно-лиловых накидок,
Грубый лингонский башлык марает их грязною шерстью,
Так арретийсмкий горшок оскверняет хрустальные вазы,
Так чёрный ворон смешон, если он побережьем Каистра
Станет случайно бродить с лебедями, птицами Леды,
Так, если песнь соловья оглашает священную рощу,
Портит печальную трель стрекотанье наглой сороки.
Нет в заголовке нужды и в судье ни одной нашей книжке:
Против тебя страница твоя, и кричит она: «Вор ты!»

1/66
Не думай, скряга жадный, вор моих книжек,
Что стать поэтом так же дёшево стоит,
Как переписка жалкого тебе тома:
За шесть монет иль десять не купить «браво».
Ищи стихов необработанных, тайных,
Известных только одному, в ларе скрытых,
Чью соблюдает девственность отец свитка,
Под подбородком не истёртого жёстким.
Известной не сменить хозяина книге.
Но если есть такая, где обрез пемзой
Не вылощен, где ни чехла нет, ни складки, -
Купи: продам и сделку сохраню в тайне.
Тот, кто читать чужое хочет для славы,
Не книгу, а молчанье покупать должен.

1/91
Не издавая своих, ты бранишь, стихи мои, Лелий.
Или моих не ругай, или свои издавай.

После прочтения эпи грамм меня до сих пор мучает вопрос, как это марциала никто не прибил, и он к нашему удовольствию умудрился умереть своей смертью в глубокой старости, да ещё в собственом поместье?  big_smile

Вне форума

#27 2005-05-03 09:48:22

Gravitskiy
Дежурный по кухне
Место: Москва
Регистрация: 2004-12-14
Кол-во сообщений: 10,201
Веб-сайт

Re: Поговорим о классике

Жертвы эпиграмм построили ему особняк и взяли на содержание, только бы заткнулся и больше не писал wink))


Балаган получился, оттого и тон балаганный...

Вне форума

#28 2005-05-03 09:52:18

Креа
Форумный маньяк
Регистрация: 2005-03-04
Кол-во сообщений: 4,762

Re: Поговорим о классике

Да нет, богатая патрицианка подарила ему поместье, о как. Ксстаит, как я поняла их книги, большинство писателей жили за счёт подарков и подачек.

Но лучшую эпиграмму (про вам, про писателей) я не запомнила 9открыла книжку где-то и не записала номер, теперь ищи вот).
но смысл такой:

Марциал говорит другу: И читатель и издатель хвалят мои стишки, а ты говоришь, критик их ругает? Но я бы предпочёл, чтобы обед нравился гостям а не поварам!
big_smile
Лучший ответ любому критику

Вне форума

#29 2005-05-03 11:09:26

Креа
Форумный маньяк
Регистрация: 2005-03-04
Кол-во сообщений: 4,762

Re: Поговорим о классике

Однако Марциал весь форум распугал надо же!

Вне форума

#30 2005-05-03 11:57:19

Gravitskiy
Дежурный по кухне
Место: Москва
Регистрация: 2004-12-14
Кол-во сообщений: 10,201
Веб-сайт

Re: Поговорим о классике

Про эпиграммы.

Безусловный мастер этого жанра Роберт Бернс:

К ПОРТРЕТУ ДУХОВНОГО ЛИЦА

Нет, у него не лживый взгляд.
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут!

О ПЛОХИХ ДОРОГАХ

Я ехал к вам то вплавь, то вброд.
Меня хранили боги.
Не любит местный ваш народ
Чинить свои дороги.

Строку из библии прочти,
О город многогрешный:
Коль ты не выпрямишь пути,
Пойдешь ты в ад кромешный!

ПОКЛОННИКУ ЗНАТИ

У него - герцогиня знакомая,
Пообедал он с графом на днях...

Но осталось собой насекомое,
Побывав в королевских кудрях.

ХУДОЖНИКУ

Прими мой дружеский совет:
Писать тебе не надо
Небесных ангелов портрет.
Рисуй владыку ада!

Тебе известней адский лорд,
Чем ангел белокурый.
Куда живее выйдет черт,
Написанный с натуры!

ПЕРЕВОДЧИКУ МАРЦИАЛА

О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел, -
Ты слышишь крик поэта Марциала:
"Разбой! Грабеж! Меня он перевел!.."

СТИХИ, НАПИСАННЫЕ АЛМАЗОМ НА ОКНЕ ГОСТИНИЦЫ

Мы к вам пришли
Не тешить взгляд
Прекрасным вашим домом,
А для того,
Чтоб смрадный ад
Был местом,
Нам знакомым.

Мы к вам стучались
Целый час.
Привратник не ответил.
И дай нам бог,
Чтоб так же нас
Привратник ада встретил!

О ЧЕРЕПЕ ТУПИЦЫ

Господь во всем, конечно, прав.
Но кажется непостижимым,
Зачем он создал прочный шкаф
С таким убогим содержимым!

ДЕВУШКЕ МАЛЕНЬКОГО РОСТА

На то и меньше мой алмаз
Гранитной темной глыбы,
Чтобы дороже во сто раз
Его ценить могли бы!

ЛОРД-АДВОКАТ

Слова он сыпал, обуян
Ораторским экстазом,
И красноречия туман
Ему окутал разум.

Он стал затылок свой скрести,
Нуждаясь в смысле здравом,
И где не мог его найти,
Заткнул прорехи правом...

НА ЛОРДА ГАЛЛОУЭЙ

     I
В его роду известных много,
Но сам он не в почете.
Так древнеримская дорога
Теряется в болоте!

     II
Тебе дворец не ко двору.
Попробуй отыскать
Глухую, грязную нору -
Душе твоей под стать!

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОДНОЙ ОСОБЫ

     В году семьсот сорок девятом
     (Точнее я не помню даты)
     Лепить свинью задумал черт.
     Но вдруг в последнее мгновенье
     Он изменил свое решенье,
     И вас он вылепил, милорд!

АКТРИСЕ МИСС ФОНТЕНЕЛЬ


Эльф, живущий на свободе,
Образ дикой красоты,
Не тебе хвала, - природе!
Лишь себя играешь ты.


Позабудь живые чувства
И природу приневоль,
Лги, фальшивь, терзай искусство -
Вот тогда сыграешь роль!

Эпитафия Вильяму Грэхему, эсквайру

Склонясь у гробового входа,
- О, смерть! - воскликнула природа: -
Когда удастся мне опять
Такого олуха создать!..

НАДПИСЬ НА МОГИЛЕ ШКОЛЬНОГО ПЕДАНТА

В кромешный ад сегодня взят
Тот, кто учил детей.
Он может там из чертенят
Воспитывать чертей.

НАДПИСЬ НА МОГИЛЕ СЕЛЬСКОГО ВОЛОКИТЫ

Рыдайте, добрые мужья,
На этой скорбной тризне.
Сосед покойный, - слышал я, -
Вам помогал при жизни.

Пусть школьников шумливый рой
Могилы не тревожит:
Тот, кто лежит в земле сырой,
Был им отцом, быть может!


Прижизненная эпитафия издателю (Весьма актуальное wink)

Здесь Джон покоится в тиши
Конечно, только тело...
Но, говорят, оно души
И прежде не имело!

ОТВЕТ НА УГРОЗУ ЗЛОНАМЕРЕННОГО КРИТИКА  (К теме посылов критиков. И ничуть не хуже Марциала wink)


Немало льву вражда ударов нанесла,
Но сохрани нас бог от ярости осла!


Балаган получился, оттого и тон балаганный...

Вне форума

#31 2005-05-03 12:03:52

Gravitskiy
Дежурный по кухне
Место: Москва
Регистрация: 2004-12-14
Кол-во сообщений: 10,201
Веб-сайт

Re: Поговорим о классике

Бесподобным чувством юмора обладал Франсуа Вийон.
Как вы отнесетесь к человеку, который перед казнью пишет:

Я – Франсуа, чему не рад.
Увы, ждёт смерть злодея,
и сколько весит этот зад,
узнает скоро шея.

Перевод И. Эренбурга

Вот так-то wink


Балаган получился, оттого и тон балаганный...

Вне форума

#32 2005-05-03 12:09:07

Gravitskiy
Дежурный по кухне
Место: Москва
Регистрация: 2004-12-14
Кол-во сообщений: 10,201
Веб-сайт

Re: Поговорим о классике

Если говорить о современниках, то блестящий мастер эпиграммы Гафт.

В связи со вчера посмотренным СТАТСКИМ СОВЕТНИКОМ вспоминается сразу Гафтовское нетленное:

Россия, слышишь этот страшный зуд?
Три Михалкова по тебе ползут wink


Балаган получился, оттого и тон балаганный...

Вне форума

#33 2005-05-03 12:36:09

Креа
Форумный маньяк
Регистрация: 2005-03-04
Кол-во сообщений: 4,762

Re: Поговорим о классике

Роберт Бёрнс!

Моё любимое стихотворение у него:

Пробираясь до калитки,
полем вдоль межи
Дженник вымокла до ники
Вечером во ржи.

Очень холодно девчонке,
Бьёт девчонку дрожь,
замочила все юбчонки
Идя через рожь.

Елси кто-то звал кого-то
сквозь густую рожь
И кого-то обнял кто-то
что с него возмёшь?

и какая нам забота,
если у межи
Целовался с кем-то кто-то
ъВечером во ржи!

(цитирую по очень давней памяти, сорри за возможные ошибки)

Вне форума

#34 2005-05-03 12:59:10

Gravitskiy
Дежурный по кухне
Место: Москва
Регистрация: 2004-12-14
Кол-во сообщений: 10,201
Веб-сайт

Re: Поговорим о классике

Если говорить о балладах Бернса, то мне очень нравился Макферсон

МАКФЕРСОН ПЕРЕД КАЗНЬЮ

   Так весело,
   Отчаянно
   Шел к виселице он,
   В последний час
   В последний пляс
   Пустился Макферсон.

Привет вам, тюрьмы короля,
Где жизнь влачат рабы!
Меня сегодня ждет петля
И гладкие столбы.

В полях войны среди мечей
Встречал я смерть не раз,
Но не дрожал я перед ней -
Не дрогну и сейчас!

Разбейте сталь моих оков,
Верните мой доспех.
Пусть выйдет десять смельчаков,
Я одолею всех.

Я жизнь свою провел в бою,
Умру не от меча.
Изменник предал жизнь мою
Веревке палача.

И перед смертью об одном
Душа моя грустит,
Что за меня в краю родном
Никто не отомстит.

Прости, мой край! Весь мир, прощай!
Меня поймали в сеть.
Но жалок тот, кто смерти ждет,
Не смея умереть!

   Так весело,
   Отчаянно
   Шел к виселице он.
   В последний час
   В последний пляс
   Пустился Макферсон.


Балаган получился, оттого и тон балаганный...

Вне форума

#35 2005-05-03 12:59:54

Gravitskiy
Дежурный по кухне
Место: Москва
Регистрация: 2004-12-14
Кол-во сообщений: 10,201
Веб-сайт

Re: Поговорим о классике

А вообще у него много замечательных вещей.
Вот например:

СЧАСТЛИВЫЙ ВДОВЕЦ

В недобрый час я взял жену,
В начале мая месяца
И, много лет живя в плену,
Не раз мечтал повеситься.

Я был во всем покорен ей
И нес безмолвно бремя.
Но, наконец жене моей
Пришло скончаться время.

Не двадцать дней, а двадцать лет
Прожив со мной совместно,
Она ушла, покинув свет,
Куда - мне неизвестно...

Я так хотел бы разгадать
Загробной жизни тайну,
Чтоб после смерти нам опять
Не встретиться случайно!

Я совершил над ней обряд -
Похоронил достойно.
Боюсь, что черт не принял в ад
Моей жены покойной.

Она, я думаю, в раю...
Порой в раскатах грома
Я грозный грохот узнаю,
Мне издавна знакомый!


Балаган получился, оттого и тон балаганный...

Вне форума