ТМ
    
  АВТОРЫ  
  ТВОРЧЕСТВО  
  ПУБЛИКАЦИИ  
  О НАС  
  ПРОЕКТЫ  

Форум Творческой Мастерской graa.ru

Вы не вошли.

#1 2009-06-04 10:09:59

Shadmer
Заслуженный форумчанин
Регистрация: 2009-04-24
Кол-во сообщений: 1,947

Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Начал писать рассказ, решил сперва придумать персонажей. По совету Фрая, начал писать биографию. Но задумался: а нужно ли подробно прописывать персонажей не для объемного романа, а для сравнительно небольшого рассказа?
И вообще, кто-нибудь пишет биографию или в голове все держит?
До этого у меня был всего один опыт записывания биографии. И мне никак не пригодился. Ну записал я биографию, но чтобы потом перечитывать... я уже и так знал, как они себя должны повести и что собой представляют.
Но это рассказа, забыть героев трудно.
Как с романами я пока что вообще не в курсе.
Может кто поделится опытом? :roll:


"Этой надписи не существовало, пока вы её не прочитали".

Вне форума

#2 2009-06-04 12:32:30

Dezertyr
Модератор
Регистрация: 2006-10-09
Кол-во сообщений: 1,903

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Shadmer

Начал писать рассказ, решил сперва придумать персонажей. По совету Фрая, начал писать биографию. Но задумался: а нужно ли подробно прописывать персонажей не для объемного романа, а для сравнительно небольшого рассказа?
И вообще, кто-нибудь пишет биографию или в голове все держит?
До этого у меня был всего один опыт записывания биографии. И мне никак не пригодился. Ну записал я биографию, но чтобы потом перечитывать... я уже и так знал, как они себя должны повести и что собой представляют.
Но это рассказа, забыть героев трудно.
Как с романами я пока что вообще не в курсе.
Может кто поделится опытом? :roll:


В любом произведении, не зависимо от объема, хорошо прописанный персонаж - это большой плюс. Пусть он появляется всего на пару абзацев, но читатель должен чувствовать, что он был создан не только для того, чтобы бросить пару фраз и исчезнуть. А что он жил своей жизнью, появился в поле зрения рассказа и после исчезновения продолжит жить дальше.

Я сейчас начинаю повесть (а может роман) и первым делом пишу предысторию (это своего рода биография мира) и биографии персонажей. Для маленьких рассказов так не делал и, по моему, зря. Впредь буду глубже продумывать этот вопрос, чего и вам желаю.

Вне форума

#3 2009-06-04 14:19:24

Павел
Модератор
Место: Волгоград
Регистрация: 2008-09-10
Кол-во сообщений: 3,940
Веб-сайт

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Для рассказа пользуюсь вот этим... да и для всего))

http://www.kmt.graa.ru/textbook_d.php?cr=327&l=all&a=lit&cat=read

Вне форума

#4 2009-06-04 23:10:42

Блик
Модератор
Регистрация: 2008-11-26
Кол-во сообщений: 3,388

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Я набрасываю несколько строчек о персонаже. Внешность, возраст, род занятий, привычки, особенности, страхи и т.д.  Даже для рассказа. Помогает разложить всё по полочкам у себя в голове. Потом в принципе и сохранять не нужно - всё запоминается и отчетливее представляется.

Вне форума

#5 2009-06-04 23:17:30

Павел
Модератор
Место: Волгоград
Регистрация: 2008-09-10
Кол-во сообщений: 3,940
Веб-сайт

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Не описывать можно только тех героев, на мой взгляд, которых берёшь подчистую из жизни

Вне форума

#6 2009-06-05 02:15:12

Блик
Модератор
Регистрация: 2008-11-26
Кол-во сообщений: 3,388

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Павел

Не описывать можно только тех героев, на мой взгляд, которых берёшь подчистую из жизни

А часто получается срисовывать с живых людей?  Мне, как-то трудно с этим. Или персонажей нереальных придумываю, или плоховато с наблюдательностью.

Хотя сегодня в автобусе ТАКУЮ фразу услышала - две девчонки болтали - прямо на ходу мистический сюжетец придумался. Побольше бы таких болтушек.

Вне форума

#7 2009-06-05 02:45:12

Ларус
Спец. звание!
Регистрация: 2009-05-04
Кол-во сообщений: 9,111

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

[quote:b66f4eca82="Блик"][quote:b66f4eca82="Павел"]Не описывать можно только тех героев, на мой взгляд, которых берёшь подчистую из жизни[/quote:b66f4eca82]

А часто получается срисовывать с живых людей?  Мне, как-то трудно с этим. Или персонажей нереальных придумываю, или плоховато с наблюдательностью.

Хотя сегодня в автобусе ТАКУЮ фразу услышала - две девчонки болтали - прямо на ходу мистический сюжетец придумался. Побольше бы таких болтушек.[/quote:b66f4eca82]

У меня лично был только один такой "опыт срисовывания". С моей любимой подруги. Персонаж  - почти невыдуманный получился. Она, по-моему,  сама по себе - персонаж  "по жизни". Послала я ей отрывок - где она во всей красе -  чтобы она одобрила, волновалась жутко, боялась обидеть ненароком. Так подруга- "персонаж" поржала и сказала: "Пешшы исчо"  tongue 

А по поводу Стивенсона, например, помнится, - бредила я в детстве его картой))) Кайф-идея! И сейчас меня восхищает...


Не куплю себе туфли к фраку,  не буду петь по ночам псалом. Ничего, как-нибудь проживем.

Вне форума

#8 2010-03-21 18:20:12

Merlin8
Гость
Регистрация: 2010-03-21
Кол-во сообщений: 17

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

если ты сам как автор знаешь своих героев вдоль и поперёк то это чувствуется и даже если в самом рассказе биографию не сильно упоминать, всё равно правильно разграниченная по времени биография даёт реалистичность, хотя для рассказа, конечно, особо стараться, если через силу идёт не надо, а вот уже для повести хорошо бы, а для романа сам размер велел

Вне форума

#9 2010-03-21 19:15:50

Злая котофея
Форменный маньяк ;-)
Регистрация: 2008-09-17
Кол-во сообщений: 7,313

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Merlin8

если ты сам как автор знаешь своих героев вдоль и поперёк то это чувствуется и даже если в самом рассказе биографию не сильно упоминать, всё равно правильно разграниченная по времени биография даёт реалистичность, хотя для рассказа, конечно, особо стараться, если через силу идёт не надо, а вот уже для повести хорошо бы, а для романа сам размер велел


Ага, паспорт, прописка, отпечатки пальцев. И автобиография на десять листов....:). И считаете, что это создаст произведению достоверность. Ну-ну....

Вне форума

#10 2010-03-21 19:51:00

Valico
Спец. звание!
Регистрация: 2008-11-26
Кол-во сообщений: 22,598

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Злая котофея
Merlin8

если ты сам как автор знаешь своих героев вдоль и поперёк то это чувствуется и даже если в самом рассказе биографию не сильно упоминать, всё равно правильно разграниченная по времени биография даёт реалистичность, хотя для рассказа, конечно, особо стараться, если через силу идёт не надо, а вот уже для повести хорошо бы, а для романа сам размер велел


Ага, паспорт, прописка, отпечатки пальцев. И автобиография на десять листов....:). И считаете, что это создаст произведению достоверность. Ну-ну....


Да вроде создаёт достоверность. Правда, биографию героя совсем не обязательно вписывать в текст, главное, чтобы автор знал, что происходило с героем до начала романа или рассказа. тогда и герой будет вести себя вполне в духе произведения. smile

Вне форума

#11 2010-03-21 20:15:20

Павел
Модератор
Место: Волгоград
Регистрация: 2008-09-10
Кол-во сообщений: 3,940
Веб-сайт

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Злая котофея
Merlin8

если ты сам как автор знаешь своих героев вдоль и поперёк то это чувствуется и даже если в самом рассказе биографию не сильно упоминать, всё равно правильно разграниченная по времени биография даёт реалистичность, хотя для рассказа, конечно, особо стараться, если через силу идёт не надо, а вот уже для повести хорошо бы, а для романа сам размер велел


Ага, паспорт, прописка, отпечатки пальцев. И автобиография на десять листов....:). И считаете, что это создаст произведению достоверность. Ну-ну....

Действия персонажа должны исходить из ее предыдущей жизни, которая остается за кадром...
Так что да... создает.

Вне форума

#12 2010-03-21 21:06:13

Hamster
Завсегдатай
Регистрация: 2009-05-12
Кол-во сообщений: 778

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Наткнулся недавно на публицистику Г.Л.Олди, даю отрывок. Мне кажется очень понятно объяснено.
...
Имя – это важно. Скажем, «фэнтезийный» персонаж – малефик Андреа Мускулюс. Мы понимаем, что это частенько вызывает у читателя улыбку. Улыбка от имени – контраст с профессией малефика-вредителя. А у образованного читателя вызывает еще и ассоциацию с реальным лютеранским проповедником Андреасом Мускулюсом, который, в частности, писал в 1561-м году: "Мы хватаемся за последний крошечный кусочек мира. Несомненно, что Конец Мира близок…" – и уже тогда ассоциации совсем не смешные. Если уметь, то автор от игры имен получает колоссальное удовольствие. И часть читателей – тоже.

– Я по поводу разной психологии героев. Понятно, что у героев разный психотип. Но насколько возможно автору моделировать различные психотипы героев? Если автор в сущности рыцарь-джентльмен, не будет ли ему сложно описывать мерзавцев?

Олди : Почему?

– Потому что нужен чистый жизненный опыт автора, чтобы достоверно описать различные психотипы.

Олди : Начнем с того, что каким бы автор ни был рыцарем-джентльменом или «меркантильным кю», все равно он встречается в своей жизни с огромным количеством разных людей. И наблюдает вокруг себя практически неограниченное количество разных характеров, психотипов и жизненных позиций. Конечно, нежелательно «фотографировать» конкретного Васю Пупкина и вставлять его в роман, да еще и под собственным именем-фамилией. Но вполне реально брать у одного – любимое словечко, у другого – манеру не смотреть собеседнику в глаза или, наоборот, пристально уставиться, у третьего – говорить обиняками, у четвертого – рубить правду-матку с плеча…
Талант писателя включает в себя наблюдательность, умение подмечать интересные моменты поведения людей, их реакции в тех или иных обстоятельствах (причем, живых людей, а не из книжек и фильмов). Потом наблюдения надо использовать в тексте, и число комбинаций стремится к бесконечности.
Скажем, приходит в театр описанный вами автор, как актер. Я-режиссер ему говорю: «Ставим «Отелло» – будешь играть Яго». А он отвечает: «Знаете, я такой джентльмен, что подлеца ну никак сыграть не могу!». Что я сделаю с таким актером? – выгоню из труппы в ту же секунду. Ну, зачем он мне?! Он заявляет: «По складу психотипа я могу сыграть только Гамлета!». А я «Гамлета» не ставлю! «А я, – удивляется он, – больше ничего не умею!»…
Речь идет о внутреннем непрофессионализме. Я-писатель не должен лепить всех героев из своего личного психотипа. Материал – мой опыт. Степень моего таланта. Наблюдательность. Внимательность к мелочам вокруг меня. Умение моделировать разные психотипы. Умение оживить их, насытить их характерными чертами. Да, профессиональная хватка дается не сразу – ее нужно целенаправленно в себе развивать. Частью она формируется по мере приобретения литературного опыта – опыт жизненный накапливается параллельно. А частью этот процесс можно усилить, углубить и ускорить: подмечать, анализировать, прикидывать, что для чего подходит.
Давайте на вас же и смоделируем ситуацию. Вот вы – хороший человек? Не спорьте, мы видим, что хороший. А нам надо сделать из вас, скажем, железную леди, стервозную бизнес-вумен. Такой вот персонаж. Что вы наденете для нужного образа?

– Юбку…

Олди : Хорошо, юбку. Какую?

– Чуть выше колен. Классическую.

Олди : Уже интересно. Дальше.

(Голос из зала: Ногти, ногти!…)

Олди : Ногти длинные! Какого цвета?

– Темно-красного.

Олди : Отлично! Что еще?

– Блузку яркую.

Олди : Абстрактно «яркую» – не звучит. И в книге не зазвучит. Вы скажите, какую именно. Юбка выше колен, классический стиль – это мы поняли. А блузку – конкретнее!…

– Красную блузку.

Олди : Ну, красную – уже лучше. Но вы же писатель! Значит, не примитивно-«красную», а «цвета крови» или «цвета вина». Это ведь разные цвета?

– Под цвет лака на ногтях.

Олди : О! А макияж как класть будем?

– Макияж классический, не очень яркий.

Олди : Не очень яркий? Совсем бледная будете.

– Нет, классический – он будет достаточно заметен, но не вызывающий.

Олди : Смотрите: мы начали моделировать персонажа, не имеющего прямого соотношения с нашей исходной моделью. И обратите внимание: блузка просто красного цвета – не работает. А под цвет ногтей – работает! Так вот, когда вы пишете книгу, так и моделируйте: блузка красного цвета – невыразительна. А каблуки-шпильки – выразительны. Юбка классическая, а лучше сказать – клиньями. И добавить: шелковая или твидовая, «по моде шестидесятых» – и персонаж мигом приобретает характер. Но когда вы пишете: «Она была в юбке и блузке красного цвета» – это плоский, невыразительный образ.
Так и строим психотип через внешние проявления.

– Насколько подробно героя надо описывать? Есть мнение, что если подробно описывать, не останется пространства для воображения читателя.

Олди : Подробность описания, в частности, зависит от того, что вы пишете: роман или рассказ. В романе есть больше пространства для описания героя не в ущерб действию, психологии, авторским мыслям и идеям. Соответственно, можно потратить на это больший объем текста. В рассказе описания делаются более сжато.
Далее: не подробность, но точность и образность описания. К примеру: «На нем был мятый пиджак из твида в крупную клетку. Черные брюки пузырились на коленях…» Обратите внимание на действенные детали: «пузырились на коленях». «Мятый» и «пузырились» – работает на образ, на характер. Или: «из твида, модного в этом сезоне». Сразу видно, человек следит за модой, подбирает одежду тщательно – это дает нюансы характера. У героя есть деньги на модные вещи – виден фрагмент социального положения.
Даем ряд броских деталей характера – через поведение, через одежду, как смотрит, как двигается, угрюмый или сияющий, как строит устную речь… Все это можно давать не только и даже не столько через прямые описания (высокий рост, прямой нос, белый костюм), а путем скрытых характеристик (поведение, жестикуляция, речь, отношение к нему других людей – кто-то заискивает, кто-то говорит свысока…). Таким образом, не растекаясь мыслию по древу и не давая утомительный массив описания, образ героя вписывается в текст, причем совершенно не обязательно в одном конкретном месте. Эти детали необходимо разбросать. Концентрированный фрагмент дать вначале, когда зашла речь о персонаже, и понемножку, по деталюшечке добавлять то тут, то там. Тогда образ начинает постепенно проступать, как проявляется изображение на фотографии.

– Правильно ли я понял: чем деталей меньше, тем каждая из них бульшую нагрузку несет? Пиджак по моде – и сразу есть восемь сообщений, которые эта деталь несет. И чем лучше, чем точнее удается такие детали набрать…

Олди : Тем точнее персонаж. Да! Получается концентрированное, а не размазанное описание. Причем концентрированное не в смысле – в едином абзаце, а каждая деталь концентрирует в себе целый ряд качеств

Вне форума

#13 2010-03-21 21:21:01

Valico
Спец. звание!
Регистрация: 2008-11-26
Кол-во сообщений: 22,598

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Ну да, чаще всего биография должна оставаться за кадром. И её вовсе не обязательно прописывать до мельчайших подробностей и записывать в тетрадочку. Можно и в голове держать, я чаще всего так и делал, записывал для памяти основные моменты. Иногда записывал уже после того, как при чтении находил логические ошибки в поведении героя - именно тогда я и задумался о том, что надо бы создать ему биографию.
А что касается больших вещей, то можно в прологе выдать краткую биографию героя, а потом по мере развития событий делать вставочки - воспосминалочки.

Вне форума

#14 2010-03-21 22:12:51

Повелитель Павлинов
Модератор
Место: Восточная Сибирь
Регистрация: 2008-12-03
Кол-во сообщений: 9,596

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Как я придумываю героев. Я ложусь кверху попом, чтоб кровь к голове приливала, закрываю глаза и представляю себе героя. Наблюдаю за ним. Разговариваю. Подмечаю, как он ходит, как говорит, какие у него интересности есть, каково его окружение, где он рос, каков его характер. Потом помещаю героя в разные эмоциональные ситуации, наблюдаю за его действиями, делаю выводы.
Хочу дать один ценнейший совет (я его обкатал тысячу раз). Образ в голове в тыщу раз полезнее для писателя, чем 20 листов биографии главгера на бумаге. Эйдетика, слыхали такое чудо? Когда можно запомнить 500 разных слов всего за полчаса? Так вот вся эта фиговина работает на одной лишь силе образов. Мозгу проще оперировать образами, чем какими-то сухими понятиями. Поэтому крутите своего героя в голове, общайтесь с ним, наблюдайте, развивайте. Если хотите - переписывайте наблюдения на бумагу. Но никак не наоборот - сразу расписывать на бумаге, что за фрукт ваш герой. Потому что вы можете написать 20 и даже 50 листов и так и не понять - кто он.


Жизнь коротка - искусство вечно
lookerline_e0.gif

Вне форума

#15 2010-03-22 15:29:08

Merlin8
Гость
Регистрация: 2010-03-21
Кол-во сообщений: 17

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Если даже биография остаётся за кадром, но за этим кадром (в уме автора) она есть, то автор не ошибётся ни с какими подробностями - биография это частичка персонажа дающая ему реальность на ряду с именем и родственными связями. Читаешь порой те же рассказы и видишь что персонажи во всех них картонные - без прописки (НИ РАЗУ не упоминается дом или откуда этот персонаж), без родных (зачастую персонаж рубится с такой отвагой, будто и нет у него родных). Но это я про рассказы, где не обязательно отпечатки пальцев, но биография хотя бы на 1 листе, и не для рассказа а для себя нужна.
А вот в романе не плохо бы и размер обуви знать и кулинарные предпочтения. Одно дело описывать некоего Героя и совсем другое дело описывать почти реально существующего в твоём сознании персонажа, когда ты знаешь его как облупленного. И это создает, во-первых, отсутствие не состыковок (особенно с датами и возрастами), во-вторых, наличие психологии у героя, то есть ты знаешь как он в той или иной ситуации поведёт себя, допустим, не поплывёт, потому что в детстве чуть не утонул (а тут и страх, и его преодоление - короче отдельная глава с ретроспективой в детство, воспоминаниями и переживаниями)

Вне форума

#16 2010-03-22 15:34:31

Merlin8
Гость
Регистрация: 2010-03-21
Кол-во сообщений: 17

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Повелитель Павлинов согласен, короче - нужно полюбить своего героя...сидеть над ним столько и понять его настолько чтобы он стал тебе как родным. Это хоть и огромный пласт, который автор вряд ли весь использует в произведении, но это отразится на тексте, это что-то подсознательное, когда знаешь о ком пишешь. Вот почему, наверное, так хорошо списывать героев с реальных людей. Кстати прекрасно помогает «портрет героя в художественном произведении» которые выдают нам в школе…там уже есть готовый и подробный план того, на что читатель может и должен обратить внимание

Вне форума

#17 2010-03-26 12:02:37

Альтернативный
Гость
Регистрация: 2009-12-24
Кол-во сообщений: 23

Re: Создание персонажей. Как у вас проходит это дело?

Merlin8

Повелитель Павлинов согласен, короче - нужно полюбить своего героя...

я предпочитаю подружится с героем..... узнать о нем всю подноготную... мама , папа, где когда и как учился, почему выбрал ту или иную професию......

Вне форума