АВТОРЫ    ТВОРЧЕСТВО    ПУБЛИКАЦИИ    О НАС    ПРОЕКТЫ    ФОРУМ  

Творчество: Иконописная мастерская



Промысел о спасении

Тайны Батия Творца непостижимы человеческому разуму. Тем не менее, есть Откровение Божие творению, и в этом откровении Господь по любви к человеку дал нам знать то, что нам необходимо — в утверждении нашего сыновства, и в познании Его Промысла. Основные источники этого познания — Священное Писание и наше сердце («Лишь две вещи поражают меня: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня» — Э. Кант).

Таким откровением Бога человеку есть, в числе прочего, и наше знание о существовании Промысла о спасении.

Промысел о спасении является частью Божьего плана о сотворения мира. Венцом творения Бог предназначил быть человеку. Высшим свойством человеческой природы, образом Божьим, является дар свободы, свободы нерушимой и окончательной. Без такой свободы возглавляемое человеком мироздание стало бы не более, чем механической игрушкой.

Но дар свободы изначально таил в себе возможность глубинного противоречия. С одной стороны, Бог не мог лишить человека свободы. Но, с другой стороны, этот дар предполагал возможность использования его во зло. А зло неизбежно вело к конечной гибели человека и, тем самым, к разрушению Божьего плана о создании мира. Однако Божественное творчество не может быть разрушаемо — иначе это противоречило бы Божьему Всемогуществу.

Выходом из парадокса явился Божий Промысел о спасении человека.

В Предвечном совете , на который указывает пауза в творении мира . Божественные ипостаси Пресвятой Троицы приняли решение в лице Сына Божия принести Себя в искупительную жертву, если того потребует задача спасения человека — спасения от вечной гибели, неизбежной в случае использования человеком дара свободы во зло. Таким образом, венцом Промысла о спасении стал замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Итак, на Предвечном совете Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:7-10), а также в словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Также и Третье Лицо Святой Троицы, Святой Дух, предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их «причастниками Божьего естества» (2 Пет 1:4).

Столь же необходимыми для спасения человека являются и другие проявления Промыла Божьего, что отображено в изографии написанной в мастерской «Небо на Земле» аллегорической иконы «Промысел о спасении» (по типу хранящейся в Музее Икон, Реклингхаузен иконы «Христос распятый Серафим»).

На представляемой иконе символически изображены все основные элементы Промысла о спасении. В первую очередь, центр иконы занимает Крест — орудие искупления — с распятым на нем Спасителем. Распятие водружено на горе Голгофа, в сердцевине которой видны останки первого человека Адама, нуждающегося в искупительной жертве и её ожидающей. В то же время, Распятие покоиться на Серафимах, предводителях Небесных сил бесплотных, созданных Творцом для служения человеку в деле его спасения. Центральная часть Распятия прикрыта обобщенным образом высших ангельских сил (шестокрылатых Серафимов и многоочитых Херувимов), в средоточии которого помещен символ Боговоплощения: лик Спаса Эммануила. Сверху композиция осеняется лучами благодати Божьей, исходящей от парящего голубя: Духа Святого. Под Духом Святым в образе таинственного пророка-первосвященника Мелхиседека изображен Бог-Отец, Творец мира и возглавитель Предвечного совета. Правая рука Творца раскрытой ладонью словно поддерживает мироздание, в левой руке опущенный книзу меч — знак готовности, в случае необходимости, защищать Свое творение. Перед изображающей Бога-Отца аллегорической фигурой Мелхиседека столь же символический образ Спасителя: огненного юноши в царской короне. Он как бы покоиться на лоне Отчьем, и в то же время чувствуется Его движение вперед: Им осуществляется Промысел Отца о спасении. В руках отрок-Иисус держит ножны меча, подчеркивающие Его единство со Отцом.

Все изображение вписано в поле окаэдрической формы, состоящей из двух пересекающихся фигур — ромба и квадрата. Движение материи внутри ромба указует на изначальность и вневременность Промысла о спасении; это первоэлементы сотворения мира. Красный квадрат — тетраморф, традиционное в иконографии изображение космических животных, описанных в пророческих книгах Библии (Иез.1:5-18 и Откр.4:6-8). Тетраморф, расположенный вторым планом и как бы уходящий вглубь иконы, указывает на будущее небесное бытие спасенного человечества.

В целом икона «Промысел о спасении» представляет собой иконографически редчайшее, до предела насыщенное символикой, изображение важнейших этапов Божественной Промысла о сотворении и спасении мира.


Священник Сергий Павелко, руководитель
иконописной мастерской «Небо на Земле»

Священник Михаил Шполянский,
консультант

Работы автора:

Иконы 2012

Шестоднев

Врата Царствия

все работы

 

2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Играть в Атаку