Вы не вошли.
Страницы: 1
Раз НЛЖ, который заказывал мне эту статью, выложил ее в сеть, значит и мне можно. Пользуйтесь, кому требо.
Взято отсюда: http://newlj.ru/index.php/article/27-uroki-pisma/75-2010-03-09-08-16-57
Я педант. По доктору Фрейду это неизлечимый диагноз. Мне нужно, чтобы все лежало на своем месте. Чтобы порядок был. В детстве мой педантизм компенсировался раздолбайством младшего брата. И, если я все раскладывал по местам и старался поддерживать порядок, то братец брал, а потом швырял, как придется. В лучшем случае попадал на место, то есть если вещь была взята из шкафа, то при самом удачном стечении обстоятельств она возвращалась в шкаф. Куда именно и в каком виде — другой вопрос. Безобразие нарастало, и раз в несколько месяцев я затевал генеральную уборку. Открывал шкаф, из которого валилось на пол, выворачивал наизнанку сервант и ящики стола, и на некоторое время зависал над тотальной разрухой, не зная, с чего начать.
К чему я все это вспомнил? Очень просто. Начинающий автор, собирающийся писать, очень похож на мальчика, которому нужно убраться в комнате. Перед ним горы всего, смутное представление о том, что должно получиться в итоге, а он не знает с чего начать. Вот об этом «с чего начать?» и поговорим.
Начнем с того, что, сидя за компьютером, писатель не пишет, а записывает. Само писательство происходит не на бумаге, а в голове. Наверняка многие слышали или читали высказывания писателей самых разных величин о том, что он, дескать, не пишет, а записывает за героями. А герои эти якобы живут своей жизнью и творят, что хотят. Это очень приятная, очень красивая сказка. Если герои у вас получаются живыми — это прекрасно. Но если они «творят, что хотят» — это очень плохо!
Я не отрицаю важности импровизации, но, садясь за написание текста, автор обязан знать, что он пишет и о чем. Иными словами, к тому моменту, когда он берет ручку или начинает шлепать по клавишам, в голове должны созреть как минимум идея и фабула будущего произведения. Если вся идея и фабула умещаются в «герой попадает в параллельную вселенную, а там… что-нибудь придумаю», то, наверное, не стоит даже начинать. Можете не писать — не пишите.
Ну а если свербит до такой степени, что не писать не можете, то давайте попробуем разобраться в азах. Перво-наперво следует задуматься об идее. Какой посыл в вечность несет будущий текст. Или же не несет. Если вы хотите сделать не шибко идейный, развлекательный текст, в этом тоже нет ничего страшного. Главное вовремя в этом себе признаться и подходить к будущему тексту с позиций законов жанра. Умный текст требует подчинения идее. Развлекательный требует определенной динамики и чувства юмора. Гениальный — тот, над которым читатель будет ржать до слез, а потом поймет, что плачет. И совершенно потеряет момент перехода от одного состояния до другого, искренне веселясь и искренне рыдая. Но это уже совсем другая тема.
Другой момент — фабула. Не путать с сюжетом. Опуская нудные определения и нюансы, фабула — некая череда событий описанных в тексте, сюжет — прочтение. Сюжетов может быть столько, сколько читателей. Фабула всегда одна. И именно она должна зародиться и уложиться в голове, прежде чем вы сядете тарабанить по клавишам. Можно менять что-то незначительное или даже значительное по ходу написания. Но основные переломные моменты, начало, середина, конец — должны быть четко продуманы. Герой обязан меняться от начала до конца произведения, иначе он становится плоским и скучным. И если вы не уверены в том, каким образом и при каких событиях ломается характер, лучше сесть и подумать об этом прежде, чем садиться и писать. В противном случае, вам придется много раз переписывать уже сформировавшийся текст.
Герои — третий момент, который неплохо бы утрясти в голове прежде, чем браться за работу. У многих пишущих в ходу составление досье на собственных персонажей. В Голливуде в ходу целые реестры, в которых приводятся архетипы и простые характеристики. Допустим, герой является клерком — там есть характеристики, стандартное описание того, что может делать клерк и как он себя не поведет не при каких обстоятельствах. Не призываю пачкать бумагу и заводить могучие картотеки, но продумать хотя бы основных героев следует детально. Вы должны знать своего героя. Знать его прошлое. Его привычки, его профессию. Должны знать, курит он или нет, предпочитает чай с сахаром, или с молоком, пьет виски со льдом и не пьянеет, или косеет с полбанки пива. Носит усы или бреет мошонку. Все это вовсе не обязательно пихать в текст. Более того, все это в текст пихать категорически не нужно. Но вы обязаны это знать. Чем лучше вы представляете себе героя, тем живее он выйдет на бумаге. Чем больше в нем будет жизни, тем ярче он оттиснется в голове у читателя. А если читателю полюбился ваш герой, значит, книгу вы писали не зря.
Что дальше? У вас есть идея. Вы создали тонкую паутину фабулы. У вас есть блестящие персонажи, изменение в характерах которых четко ложатся на событийный ряд. Можете смело садиться за компьютер и записывать. Нет, пока еще не роман. Синопсис.
Бытует мнение, что синопсис — это краткое содержание книги, изложенное на трех страничках. Это не так. Когда вы покупаете книгу, на обложке обычно приводится аннотация. Это затравка, написанная издателем для того, чтобы вызвать интерес к книге. Издатель пишет аннотацию, отталкиваясь от текста, но упирая только на то, чтобы привлечь читателя. Аннотация это выжимка из книжки, вкусно пахнущая приманка для читателя. То же самое с синопсисом.
На самом деле, синопсис — это квинтэссенция романа. Выжимка-приманка. Только не для читателя, а для издателя. Этими тремя страничками вы должны раззадорить внимание того, кто потратит не сто рублей на книжку, а сотни тысяч — на ее издание. Поэтому в синопсисе должно быть все! В нем на трех страницах должен отразиться весь ваш текст.
В синопсисе должны появиться герои и заинтересовать своими характерами. Причем, на каждого из основных персонажей вы можете потратить не больше абзаца, а на ярких второстепенных — не больше строчки. Но эти строчки должны заставить если не влюбиться в героев, то заинтересоваться ими.
События в синопсисе должны развиться, кульминировать и уйти по ниспадающей, к финалу.
Наконец в нем должна просквозить идея и эмоциональная окраска будущего текста. Если роман будет ироничен, то ирония должна ощущаться и в синопсисе.
И все это должно быть видно из текста на трех страницах.
При желании в синопсис можно вставить отдельные реплики и чуть ли не целые яркие сцены будущего текста, а сцены поскучнее или не до конца оформившиеся, смять в несколько фраз. В этом его сила.
Основная же трудность в том, что написать «здесь будет смешно» нельзя. Хотите показать, что будет смешно — сделайте так, чтобы при чтении возникала улыбка. Хотите написать пронзительный, полный тоски текст, дайте ощутить эту пронзительность уже на заветных трех страницах.
После прочтения синопсиса должно возникнуть желание читать роман. Или хотя бы интерес к нему. Если интереса не возникает… Знаете какой поток рукописей каждый день приходит в издательства? Откройте сайт proza.ru и оцените количество пишущих в стране. На сегодняшний день их только там под восемьдесят тысяч. А сколько сидят на других ресурсах! А сколько не имеют доступа к интернету, но пишут, пишут, пишут и жаждут быть опубликованными. Хотите увидеть свой текст на книжной бумаге? Постарайтесь выделиться из общей массы. И лучше выделяться адекватным подходом и пониманием профессиональных азов. Грамотно написанный синопсис — один из них.
Синопсис готов? Прочитайте его еще раз. Захватывает? Подкупает подробностями? Вызывает желание прочитать книгу? Великолепно. Чем ярче и продуманнее он написан, тем проще будет работать дальше. Теперь осталась самая малость — сесть и написать роман. Но это уже совсем иная тема.
Балаган получился, оттого и тон балаганный...
Вне форума
Раз НЛЖ, который заказывал мне эту статью, выложил ее в сеть, значит и мне можно. Пользуйтесь, кому требо.
С удовольствием перечитал. Спасибо :-)
Жизнь коротка - искусство вечно
Вне форума
М-д-да... А я страдаю. Сначала написал роман (пять лет писал, только что закончил), а вот теперь пытаюсь создать на него синопсис. Ох и тяжкое это дело
Вне форума
М-д-да... А я страдаю. Сначала написал роман (пять лет писал, только что закончил), а вот теперь пытаюсь создать на него синопсис. Ох и тяжкое это дело
Главное, что роман уже закончен. А синопсис появится явно быстрее, не через 5 лет это факт.
Жизнь коротка - искусство вечно
Вне форума
Алексей, спасибо! Подобную информацию всегда полезно освежить в памяти.
А здесь всё ёмко и по делу [img:c26261ce55]http://i.smiles2k.net/aiwan_smiles/smile3.gif[/img:c26261ce55]
Вне форума
Ощущение какой-то трубы. Кажется, скорее застрелишься, чем сумеешь все это заранее придумать! Хотя, похоже, именно так и правильно.
Но, и все же. Требуется четко продумать заранее все приключения героя во всех деталях, или только по крупному? Типа: герой идет на войну, там попадает в плен. Его продают в рабство. Он бежит. Его ловят. Бьют... ну, и так далее...
Вне форума
Страницы: 1