АВТОРЫ    ТВОРЧЕСТВО    ПУБЛИКАЦИИ    О НАС    ПРОЕКТЫ    ФОРУМ  

Творчество: Александр Балтин


Заметки о нравственности

ПРОГРАММА СОВЕСТИ


Программа совести так часто
Сбивается пудами лжи —
Но нами управляют властно
Неведомые этажи —
Высоты — их не представляем —
Вновь корректируют её
Программу совести — не знаем
Их фронт работы, и ещё
Не представляем механизмов,
Посредством коих снова я
Душой болею от трюизмов
Обыденного бытия.
И снова жжёт и душит совесть —
Раз не помог, а мог помочь.
Всечеловеческая повесть
Идти никак не может в ночь...


ПОЧЕМУ НАМИ ПРАВЯТ ОТБРОСЫ?



Жизнь — как градация метафизических форм речи; градация сложная и многоступенчатая, с бессчетным количеством нюансов, но агрессия есть одна из самых низовых — чёрных и пещерных — форм оной метафизики. Дщерь мрачных инфрапещер, агрессия обладает тяжёлой сутью выживаемости — сутью, которая равна антисути: будто создана из духовной антиматерии. Люди с превалирующей в духовном составе агрессией отличаются повышенной устойчивостью, способностью к бесконечному лавированию во враждебной среде — в то время, как световое естество души тонко и нежно: поднимая человека вверх, увлекая выше и выше, оно ставит его в невыгодное положение в видимой реальности, позволяя оставлять по себе световые следы в форме мудрых книг, тонких стихов, совершенных холстов, ярких теорий. Сумма подобных явлений — над бездной яви, воспринимаемой нами как заурядная жизнь — а в кислотной, лютой, враждебной среде гребень кипения способны одолеть только максимально агрессивные — в сущности те, чьи души не далеки от отбросов, — а прикоснувшись к возможности светового движения вверх они бы перестали быть собой и легко бы отошли и от жажды власти и от самой власти...

Власть — пласт, тяжёлый, давящий пласт; сущность эта её заложена уже в названии, в тугом сочетании четырёх согласных, и мягкий знак на конце — фонарик возможного умягчения.

Власть — пласт агрессии; пласт, спрессованный из отбросов; пласт для тех, чьи души оттиск с оного пласта...Было, есть, будет...Влияние на нас тонких и умных стихов, яркой и сложной прозы существенно меньше, нежели гипноз змиеподобных носителей власти, обольщающих толпы...

Конденсация света в душе есть существенная форма протеста, пока...пока — по выражению Достоевского «человек не изменится физически...»


НРАВСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА



Экономические трактаты и статьи — в большинстве своём — представляют экономику, как некую объективную субстанцию — как физику, химию — то есть нечто, существующее помимо человека (хотя и в связи с ним) и изучаемое человеком — в то время как экономика — всего лишь производная деятельности человека, и выбрасывать интересы огромных слоёв населения из сущности рассуждений о ней также нелепо, как , к примеру, охотиться в зоопарке, или на основании филологического анализа с пустым щеголяньем терминами судить о качестве стихотворения.

Отсюда убеждение, что нравственная экономика невозможна по сути — мол, пряников не хватает на всех; с кнутом же всегда дело обстоит лучше.

В то время, как суть экономики — суть, каковой она должна быть, суть в приближении к идеалу — сделать достойным существование всех людей, всех, сколько их не будь, вне деления на классы, прослойки и проч., обеспечить им сносное материальное существование ради необходимейшего духовного роста и умного творчества всякого.

Узел завязан крепко — сложно представить нувориша, обеспокоенного жизнью сограждан — если только это не сулит ему новые барыши; и в ближайшее время вряд ли придётся стать свидетелями экономического чуда — не в смысле процветания производств, а в сфере экономики взаимопомощи, экономики, организованной умно и щедро.

К примеру, так называемая «жёлтая пресса» — казалось бы, нет ничего проще устранить этот мерзкий поток пустых сплетен и пересудов: любой компетентный совет психологов, собранный на правительственном уровне даст заключении о вреде оной прессы, вреде, наносимом ею душам сограждан, забивающей их мозги галиматьёй...а дальше — нет, не надо никаких репрессий, просто следует принять закон — об огромном, разорительном штрафе за публикацию информации о частной жизни так называемых «звёзд» ( подлинные звёзды человечества — Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, — так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги — пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. — на издание налагается огромный штраф.

Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но...дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных свободах и проч.

Пронизать экономику нравственным пафосом, осветлить её светом взаимопомощи и состраданья — дело не прагматиков, всегда стоящих у власти — и значит, увы, дело не сегодняшнего дня, но утверждать, что нравственная экономика невозможно вовсе так же нелепо, как имея множество свидетельств существования иных миров и жизни после смерти продолжать утверждать, что жизнь наша — короткий отрезок между двумя потоками тьмы, и делать из этого вывод — Бери от жизни всё!

Скачать произведение


Обсудить на форуме© Александр Балтин

Работы автора:

Василек и водяной

Индекс опоры

Сгореть стихами для других

все работы

 

2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Играть в Атаку