АВТОРЫ    ТВОРЧЕСТВО    ПУБЛИКАЦИИ    О НАС    ПРОЕКТЫ    ФОРУМ  

Творчество: Борис Тараканов


Норма

Винченцо Беллини.

   Если в XIX веке самобытный талант сиял на оперном небом склоне более пяти лет, то он считался уже достоянием не только итальянским, но и общеевропейским. Беллини досталось более десяти лет славы, докатившейся даже до России. Послушать в Мариинке на его «Норму» считалось роскошью особого рода. И даже сам Дягилев, входивший в позолоченный зал этого театра со словами «Здравствуй, вечный Паноптикум!», как известно, плакал на знаменитом дуэте Нормы и Адальджизы, когда в неге замирал весь театр...

   Винченцо Беллини заявил о себе сразу по окончании неаполитанской консерватории и быстро стал как настоящим кумиром, так и предметом лютой зависти для своих современников.

   Ученик Россини, по качеству музыкального материала он, конечно же, уступал автору «Севильского цирюльника» (причем значительно), но что в нем было совершенно неповторимо и что составляло сильную сторону его таланта — это исключительный, поистине Богом данный дар мелодиста.

   «Норма» по праву вошла в сокровищницу мировой оперной классики. На русской сцене она впервые была поставлена через два года после смерти композитора в 1837 году в Петербурге. С начала триумфального шествия этого произведения по европейским оперным сценам, его мелодии в течение многих лет мурлыкала вся Европа — эта музыка надолго завоевала сердца обывателя. Беллини владел тайной проникновенной и задушевной интонации, с первых тактов покоряющей и захватывающей слушателя. Мелодии его неотразимо красивы, пленительны, пластичны и... удивительно привязчивы — достаточно один раз услышать, например, знаменитую каватину с хором «Casta Diva», чтобы мотив её прочно засел в голове на остаток дня.

   Не секрет, что, будучи талантливейшим мелодистом, Беллини был еще и гениальным компилятором — он отнюдь не гнушался «подворовывать» темки как у своего прославленного учителя Россини, так и у ближайших соратников по музыкальному перу (у того же Доницетти).

   Впрочем, заимствовать мелодии у самого Беллини в то славное время тоже не считалось дурным тоном («Право, Винченцо, от тебя не убудет...»). Надо сказать, что «Норме» в этом отношении досталось больше других его творений. И уже не удивительно, что в «Оберто» великого Верди мы вдруг слышим мотив каватины Поллиона, а в первой части «Лунной Сонаты» Бетховена совершенно отчетливо проходит мелодия хора галльских воинов из второго действия... Озорник Россини тоже не остался в долгу у своего ученика, фактически «наводнив» свою пикантную «Stabat Mater» мелодическими идеями из белиньевских опер. Такой интерес не удивителен — ведь мелодике Беллини свойственны романтическая приподнятость и мягкий лиризм. Используемые мотивы всегда построены на широком дыхании, необычайно протяженны, тесно связаны с выразительностью итальянской речи. Опера «Норма» по праву считается лучшим из того, что создано Беллини. Сам композитор считал это произведение наиболее ему удавшимся.

   Сюжет произведения был заимствован из одноименной трагедии французских драматургов М. Бельмонте и А. Суме. Помноженное на эмоциональную выразительность музыки Беллини, сочинение М. Бельмонте и А. Суме вылилось в настоящую трагедию друидской жрицы-прорицательницы, излишне содержательная личная жизнь которой, как сказали бы в наше время, «препятствовала надлежащему исполнению служебных обязанностей». Классический любовный треугольник привёл главных героев к жертвенному костру. А ведь счастье было так возможно, так близко...

   В работе над «Нормой» Беллини тесно сотрудничал со своим соавтором, либреттистом Ф. Романи. Работа сопровождалась ссорами, руганью и даже драками. Музыковеды объясняют это большой требовательностью композитора к литературной основе своего творения, а соавтор — банальной скверностью характера. Беллини мог неоднократно отклонять предлагаемые тексты, добиваясь необходимого ему результата... При этом в корзину для бумаг могла уходить многодневная работа. «Я хочу найти мысль, которая была бы одновременно молитвой и проклятием, угрозой и восторгом», — говорил Беллини Романи. «Ещё немного и именно эту мысль я выскажу тебе открытым текстом», — отвечал либреттист.

   Беллини скрупулезно изучал характеры своих героев, проникая в последовательность их психологических состояний, проживая каждое движение чувств того или иного персонажа. Он стремился «чувствовать и выражать, как они... то, что они выражают и чувствуют». При этом композитор придавал исключительное значение речевой выразительности, конкретной интонации, подолгу вчитывался в каждую реплику героя, декламируя ее «со всем пылом страсти». Не случайно при таком отношении к сочинению Беллини ограничивался, как правило, написанием лишь одной оперы в год, что, кстати, отличало его от многих современных ему композиторов.

   К бесспорным достоинствам «Нормы» можно отнести и то, что, в отличие от других опер Беллини, социальный конфликт (в данном случае, противопоставление двух противоборствующих начал — римлян и галлов) не занимает в ней главенствующего места — все кульминационные точки оперы приходятся на решение коллизий личных проблем героев.

   В «Норме» Беллини целиком проникается значительностью характера главной героини — сильной, страстной, горячо любящей и глубоко страдающей. Пожалуй, во всей итальянской опере первой половины XIX века не встретишь столь полного женского образа, наполненного богатством психологической жизни, сложностью внутренних противоречий — не даром феминистки всех времён и народов считают эту оперу одной из самых «феминистических». Многие сцены оперы захватывают и глубоко волнуют, как, например, знаменитый дуэт Нормы и Адальджизы или сцена со спящими детьми, которых Норма собирается... убить, чтобы отомстить их отцу. Слава Богу, материнский инстинкт взял своё, и в последний момент занесённый над малышами нож выпал из рук незадачливой матери.

   Потрясает силой воздействия большая финальная ария с хором («Восхождение на костёр»): «...С головы до ног закутанная в черное покрывало, Норма торжественно всходит на костер. Вновь вспыхивает страсть в гордом сердце Поллиона; потрясенный благородством и силой души Нормы, он следует за ней. Навсегда соединяет их всепоглощающее пламя...». Эта сцена — пример новаторского прочтения традиционной оперной формы. Состоящая из нескольких разделов с гибким чередованием речитативных реплик, ансамблевых и хоровых фрагментов, финальная ария вдруг перерастает в широко развернутую оперную сцену с напряженным драматургическим развитием. А это уже явное предвосхищение динамизма вердиевских опер.

   Роль хорового начала в «Норме» довольно значительна. Хоровые сцены с участием друидов и воинственных галлов поражают. Декламационная манера, острота пунктирных ритмов, суровый и волевой характер музыки — все это роднит хоровые сцены «Нормы» с традицией итальянских мадригальных песен. В этом духе выдержаны, например, воинственный хор из третьего действия, сцена призыва к восстанию и другие.

   

   Беллини умер через четыре года после премьеры «Нормы» 24 сентября 1835 года в Пюто (близ Парижа) на тридцать пятом году жизни. Был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а в 1876 году прах его перевезли на родину, в город его детства Катанью.

Скачать произведение


Обсудить на форуме© Борис Тараканов

Работы автора:

По следам Поезда-Призрака

Кармина Бурана

Хованщина

все работы

 

Публикации:

Кольцо времени

Колесо в заброщенном парке

2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Играть в Атаку