АВТОРЫ    ТВОРЧЕСТВО    ПУБЛИКАЦИИ    О НАС    ПРОЕКТЫ    ФОРУМ  

Творчество: Константин Мишенин


Театр желаний

В центре города N высится старинный особняк, выстроенный в стиле модерн в самом начале 20 века. Плавные очертания декора и пышная лепнина этого великолепного здания способны поведать нам об огромном богатстве и изысканных вкусах первого его владельца — купца и промышленника Николая Ильича Пряхина. Теперь в этом особняке помещается Государственный музей изобразительного искусства.

Недалеко от музея находится довольно необычное здание, внешним своим видом напоминающее маленькую обсерваторию. Именно там до революции 1917 года помещался самый удивительный театр города N. Теперь по странной прихоти судьбы это здание пустует. Не сказать, чтобы оно было заброшено; в прошлом там размещались различные бюджетные организации. Однако недавно городские власти выставили здание на продажу. Но пока, ни кто из состоятельных горожан не приобрел его в собственность. Возможно, причина тут кроется в странной репутации здания, которое многие обыватели города N не иначе, как «гиблое место» не называют. Впрочем, для полноты картины стоит окунуться в историческое прошлое и не столь далекое настоящее.

Надо сказать, что Николай Ильич Пряхин пользовался большим влиянием в городе N. Будучи членом Городской Думы, он активно способствовал развитию родного города, не раз жертвовал деньги на постройку общественных зданий. Пряхин торговал лесом, развивал мукомольное производство, держал свечной завод и давал ссуды под крепкие залоги; о его доходах ходили легенды. Самые популярные городские газеты «Вестник N-ска» и «Городская жизнь» не раз знакомили своих читателей с жизнью и деятельностью своего именитого земляка.

Николай Ильич был вдов, от первого брака имел двух детей, и временами подумывал о новом семейном союзе. За три года до мировой войны он страстно влюбился. Его избранницей оказалась Елена Владимировна Смирнова, женщина очень красивая и в высшей степени незаурядная. В мемуарах современников, и в особенности в записках и стихах поэта Александра Огненного запечатлены любопытные штрихи ее портрета и характера.

Смирнова была чрезвычайно хороша собой. Ее миниатюрная фигурка пленяла всякого; ей хотелось непременно сказать, что ни будь приятное. Но таких смельчаков находилось немного. Даже самые решительные мужчины вдруг начинали испытывать непонятную робость, глядя в большие серые глаза Елены Владимировны, в коих светился ум и мерцал призыв чувственной души. Смирнова происходила из старинной дворянской семьи, очень рано вышла замуж за пожилого армейского полковника, и, овдовев к двадцати пяти годам, погрузилась в богемную жизнь поэтов, писателей, музыкантов и медиумов. Будучи образованной женщиной, Елена Владимировна писала стихи, проникнутые нежным лиризмом, имела любопытные суждения о европейской и русской литературе, вполне сносно разбиралась в течениях современной архитектуры. Спиритические сеансы открывали перед ней новые творческие горизонты.

Об этом увлечении Николая Ильича ходило немало противоречивых толков и пересудов. Не последнее место здесь имела и большая разница в возрасте; Елена Владимировна была на тридцать лет моложе Пряхина. В ее честь богач устраивал роскошные балы, великолепные приемы. Грандиозному загородному пикнику с катанием на пароходе, в котором приняло участие не менее сотни гостей, «Городская жизнь» посвятила отдельную статью. Вездесущие газетчики отметили, что «...именно в этот день наш уважаемой Николай Ильич сделал предложение своей прекрасной Афродите...». Собственно говоря, так оно и случилось. Свадьба состоялась ровно через неделю после пикника.

Николай Ильич женился на Смирновой, и первое время его семейная жизнь казалась счастливой; во всяком случае, так утверждали знатоки городских новостей. За первый год супружества в их особняке перебывала, наверное, вся богемная общественность города. Пряхину нравилось, как она встречает гостей, как занимает их содержательной беседой, как играет на пианино и поет популярные песни. Случалось, он даже делился этими своими чувствами со своими друзьями-промышленниками и членами Городской Думы. Но потом стареющий супруг стал испытывать приступы ревности; видя, какое происходит поклонение ее красоте, уму, изящным манерам, он устраивал жене неприятные сцены, которые иной раз становились достоянием общественного мнения. Так «Вестник N-ской жизни» в номере от 14 февраля 1913 года писал: «Вчера в ресторане «Золотой лев» имело место одно нелицеприятное происшествие. Это заведение почтили своим присутствием известный богач и меценат Николай Ильич Пряхин и его супруга Елена Владимировна Пряхина. Здесь же в ресторане находился начинающий беллетрист Семен Семенович Скопицин, печатающий свои рассказы под псевдонимом Слава Белый, который завел разговор на вольную тему с Еленой Владимировной. По видимому это не понравилось ее супругу. Произошло бурное объяснение, и незадачливый беллетрист был изгнан из ресторана суровым супругом...».

Николай Ильич сильно любил свою жену и потакал всем ее прихотям. И самая грандиозная прихоть заключалась в том, что Елена Владимировна захотела иметь свой собственный камерный театр, чтобы ставить в нем пьесы, написанные ее друзьями — драматургами. Все главные роли в будущем театре она собиралась играть сама. Николай Ильич нашел эту новую ее забаву довольно оригинальной, и согласился на постройку театра. Был приглашен известный в городе архитектор Дмитрий Павлович Лавринович, который и воплотил в проекте все безумные фантазии Елены Владимировны. Здание театра было построено за пол года и в июле 1913 года состоялось его торжественное открытие. «Театральный курьер» отозвался на это событие более чем восторженной статьей, где в частности говорилось: «...это необыкновенный театр, весь он окружен тайной. Он словно возникает из небытия, и в небытие же погружается. Его маленькая сцена, скрытая под землей, как бы символизирует тайну искусства, спрятанную от глаз непосвященных...».

Помещение театра было, действительно, в высшей степени таинственным. Газетчики тех лет оставили нам скупое его описание. Театр состоял из двух частей; верхней — надземной и нижней — подземной. Верхняя часть имела форму полусферы, и ей отводилась роль театрального фойе. Здесь располагался гардероб, находился администратор, стояло пианино и несколько кожаных диванов. По стенам были развешаны картины, в основном пейзажи. Потолок фойе, исполненный в виде ночного звездного неба с четко обозначенными созвездиями, как бы парил над головой. Горели свечи. Небольшие стрельчатые окна наполовину закрывали тяжелые портьеры, что создавало легкий полумрак.

В нижнюю часть вела винтовая лестница; именно там находилась театральная сцена, малые размеры которой позволяли одновременно играть не более двум актерам. Недалеко от сцены был установлен орган. Зрительный зал вмещал тринадцать мест. Стены, задрапированные черным бархатом, освещались свечами. Вот, пожалуй, и все, что запечатлели газеты тех лет. Известно было так же и то, что актерская труппа была набрана где-то в Европе. Зрительская аудитория, однажды сложившаяся, уже не менялась в своем составе. В основном это были поклонники талантов Елены Владимировны — все ее друзья из мира городской богемы.

Какие ставились постановки в театре? Как строилась игра актеров? И какие роли исполняла сама хозяйка театра? — на все эти вопросы жадный до сенсаций город N так и не получил ответов. Все было окутано тайной. Сами зрители, видимо связанные общей клятвой, ничего не рассказывали.

Катастрофа разразилась в июле 1914 года. Николай Ильич Пряхин застал в театре свою жену в объятиях архитектора Лавриновича, и застрелил обоих прямо на сцене. Все газеты города поместили на своих страницах самую противоречивую информацию об этой трагедии. Именно тогда в одной из публикаций театр окрестили как «гиблое место»; горожане, соскучившиеся по сенсациям, подхватили это название. Убийца попал под следствие, но до суда не дожил. Он умер от разрыва сердца 1 августа 1914 года, а через неделю началась первая мировая война. Театр прекратил свое существование, особняк перешел во владение старшего сына Пряхина.

Потом были революция и гражданская война. Пряхинское потомство исчезло в горниле смуты. Город N не раз переходил из руки в руки; им владели то белые, то красные, а иной раз здесь правили лихие люди, не признающие ни какой власти. Но всякий раз очередные завоеватели размещали в купеческом особняке верховный орган своей власти. Бывший театр госпожи Пряхиной постигла печальная участь. В феврале 1918 года горожане разломали сцену, диваны и кресла; стояла лютая зима, и дерево пошло на отопление квартир. Чуть позже, в разоренном театре большевистское ЧК организовало следственный отдел с пыточными камерами. Спустя полгода точно такой же отдел поместила сюда белогвардейская контрразведка; снова начались пытки и допросы. И в городе опять вспомнили о «гиблом месте».

Минули десятилетия; подходил к концу двадцатый век. В самых различных целях использовалось это помещение за прошедшее время. Сразу после гражданской войны здесь был оборудован морг. Через три года власти решили, что лучшего места для продовольственного склада в городе не найти, и морг перенесли на окраину, ближе к реке. Потом поочередно здесь размещались: пекарня, комсомольский клуб, баня, парикмахерская, типография газеты «Советский труженик» и городской архив. Злой рок висел над всеми этими учреждениями, и длинная череда несчастий и злоключений осталась в людской памяти. Взять, хотя бы, тот страшный случай, произошедший летом 1940 года. Парикмахер Филюрин случайно сильно порезал бритвой одного сотрудника НКВД. Надо сказать, что Филюрин был опытным мастером, и занимался своим ремеслом уже не первый десяток лет. Как уж вышла у него такая промашка понять совершенно не возможно. И вот этот сотрудник, впав в ужасную ярость, стал стрелять, куда попало, из своего табельного оружия. Погиб Филюрин и еще несколько людей, пришедших в парикмахерскую. Стрелок позже сошел с ума.

А пожар в архиве в 1997 году вообще вызвал целую волну пересудов во всем городе. Огонь бушевал весь день; страшные языки пламени вырывались из подземной части здания, где помещались все архивные документы. Приехавшим пожарным долго ни как не удавалось справиться со стихией. Следственные органы не смогли выяснить причину пожара. После пожара здание пустовало два года. Наконец, в 1999 году городские власти провели здесь ремонт, чтобы передать здание в аренду частному бизнесу. Однако целый год не находилось охотников занять пустующее помещение. Город N, словно, замер в ожидании тех смельчаков, которым придется по душе «гиблое место».

И вот такой момент настал 30 апреля 2000 года. В этот день, ближе к полудню к зданию подъехала легковая машина. Из нее вышли двое — мужчина и женщина. Женщина была молода, ее длинные курчавые волосы отливали цветом вороньего крыла, а на лице сияла улыбка. Мужчина, напротив, был сумрачен и сосредоточен, его волевой подбородок указывал на силу характера. Они вошли в здание. Через несколько минут подъехала грузовая машина, крытая брезентом. Грузчики извлекли из-под брезента шесть длинных ящиков и внесли их в здание. Уже вечером на фронтоне здания появилась пластиковая вывеска: Театр желаний. Красные буквы пламенели на голубом фоне. Через три дня в ведущей рекламной газете города появилась любопытная и очень пространная статья под названием: «Искусство воплощенных желаний». В ней говорилось о том, как ценно возрождать историческое прошлое родного города, и еще о том, что искусство вечно, и что вовсе не должно пустовать такому интереснейшему месту, где некогда существовал театр. И поэтому, говорилось в статье «городские власти пошли навстречу группе энтузиастов, решивших открыть Театр желаний». И еще в статье давалось объяснение такому странному названию театра. Будто бы вследствие талантливой игры актеров у зрителей через некоторое время воплощаются в реальность самые заветные желания. И когда граждане, прочитавшие эту статью, делились друг с другом своими впечатлениями, то они, как бы, между прочим, говорили о ловком рекламном ходе устроителей театра.

Первое представление состоялось через шесть дней после выхода статьи. Судя по приобретенным в кассе театра билетам, желающих посетить первое представление оказалось не менее сотни. Однако ввиду того, что возможности зрительного зала были ограничены всего лишь тринадцатью местами, попасть на представление смогли далеко не все. На спектакли образовалась очередь.

Подробности первого представления, рассказанные очевидцами, взбудоражили общественность. Рассказывали, что игра актеров была безупречной, мягкая завораживающая музыка окутывала сознание, словно незримым покрывалом. Будто бы некий загадочный транс уносил зрителей в неведомые дали. Голоса актеров звучали как бы издалека, и в то же время они проникали в душу так глубоко, что она становилась беззащитной и мягкой. Все это было так странно, так ново и необычно, что многие просто отказывались верить. Но, тем не менее, желающих посетить театр становилось все больше; представления, дававшиеся вначале раз в десять дней, теперь следовали одно за другим чуть ли не каждый день. Популярность театра росла стремительно. И в устах некоторых людей, когда они заводили разговоры о Театре желаний, уже можно было услышать такие слова, как: «гипнотизеры, маги, кудесники и волшебники». Правда, иные граждане говорили о «шарлатанах и прохиндеях».

Но вот вскоре по городу поползли очень странные и устойчивые слухи, от которых становилось не по себе даже самым стойким скептикам и реалистам. В общем, выходило так, что стали реализовываться самые сокровенные желания людей из числа зрителей Театра желаний. И последствия этих самых воплотившихся желаний были трагичны и ужасны.

Мы не беремся говорить обо всех примерах таких удивительных метаморфоз; их слишком много. Но все же на некоторые случаи для полноты картины, несомненно, следует внимательно взглянуть.

Так одна женщина любила мужчину, который предпочел ее подруге. И подруга вскоре ждала ребенка от этого мужчины. Женщина пожелала, чтобы у подруги случился выкидыш. Так оно и случилось. Однако для мужчины это явилось большим психологическим ударом; он выпил, и, будучи за рулем машины, попал в аварию и погиб.

Мужчина мечтал о высокой должности в одной серьезной организации, однако его ни как не продвигали в силу недостаточного интеллекта и отсутствия организаторских способностей. Его желание реализовалось, он возглавил крупное подразделение организации. И даже некоторое время руководил им. Пока не случилась страшная технологическая авария, повлекшая за собой гибель сотен людей. И этот человек попал под суд.

Молодой человек, с душой романтика воспылал страстью к киноактрисе, прославившейся в нескольких фильмах известного режиссера. Но она жила в столице, окруженная многими поклонниками, а он трудился на скромной должности в провинциальном НИИ. Но он непременно хотел быть вместе с этой женщиной, любить ее, и чтобы она его любила. Его желание сбылось. Он попал в окружение киноактрисы, и даже добился ее расположения. Начался роман. Но ее душа была развращена и темна. Она жаждала сильных ощущений, добытых из самых разных источников. Неискушенность же юноши была очевидна. Все окончилось тем, что он, охваченный безудержной ревностью, попытался убить свою подругу. Юноша попал в тюрьму; его жизнь была сломана.

Двенадцатилетнего мальчика терроризировал один хулиган-старшеклассник; бил, отбирал деньги, унижал. Мальчик пожелал, чтобы дома у этого хулигана случился пожар, и его недруг сгорел бы. Пожар случился и дом сгорел. Вот только хулиган отделался легкими ожогами, а его родителей не было дома. Зато в это самое время в этот дом пришла любимая учительница мальчика, которая доводилась дальней родственницей матери хулигана. Женщина задохнулась в огне...

И когда количество подобных случаев достигло некоего критического числа, город N содрогнулся. Крайне неуютно почувствовали себя его жители в таком соседстве с Театром желаний. На разных улицах, в домах и барах, в институтах и офисах стали звучать голоса о том, что неплохо бы удалить этот странный театр из города для его спокойствия и блага. И вот утром 1 мая 2001 года около театра собралась толпа возбужденных граждан; цель их предполагаемых действий явственно читались на лицах. Но граждане не обнаружили никакого Театра желаний. С фронтона здания пропала вывеска; внутри не было больше сцены и зрительских кресел, исчезла касса. Между тем новый день обещал быть прекрасным и солнечным; утренняя свежесть пьянила.

Скачать произведение


Обсудить на форуме© Константин Мишенин

Работы автора:

В рождественскую ночь

Второе рождение

Поэтический сборник

все работы

 

Публикации:

Дом окнами в лес

2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Играть в Атаку